Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
МБДОУ Дс № 49 - Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
Пятница, 19.04.2024, 04:46
Приветствую Вас, Гость

Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада.

Освоение современных технологий в образовательном процессе.

         В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и обеспечение здоровья детей. Такие задачи ставятся в ходе  реализации «Закона об образовании в РФ» и ФГОС ДО, где указывается, что  дошкольное образование должно стать полноценным звеном в системе непрерывного образования.

         Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

         Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

         Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.

         Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении  создана с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.  В учреждении функционируют физкультурный зал, музыкальный зал, медицинский кабинет, изолятор, есть экологическая комната, спортивная площадка. Они оснащены всем необходимым для организации работы с детьми по физическому воспитанию и оздоровлению.

         Во всех возрастных группах созданы здоровьесберегающие условия: воспитательно-образовательный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, высвобождено пространство для организации двигательной активности детей, созданы спортивные уголки с нетрадиционным и физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу.

         Создана «Тропа здоровья», которая в группах составляется из различных спортивных и импровизированных предметов, помогающих включить в работу все группы мышц, а также способствующих массажу стоп и профилактики плоскостопия: это коврики резиновые и шерстяные, ребристые доски и т.д.  

         В оформлении групп и подборе игрового материала многие воспитатели опираются на концепцию Н.Н. Ефименко «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике». Все это способствует более эффективному развитию двигательных навыков, становлению психических функций, эмоциональному благополучию детей дошкольного возраста.

         В дошкольных учреждениях используются следующие здоровьесберегающие технологии:

- физкультурно-оздоровительные технологии: такие как воздушное закаливание, самомассаж, дыхательная гимнастика (А.Н. Стрельниковой), гимнастика для глаз, витаминотерапия, гимнастика после дневного сна;

- технологии, обеспечивающие социально-психологическое здоровье: пальчиковая гимнастика, логоритмика.

          Исходным звеном работы с детьми по здоровьесберегающим технологиям в учреждениях является комплексная оценка состояния здоровья и физического развития каждого ребенка, а также динамическое наблюдение за изменениями.

Педагогическая диагностика позволяет определить технику овладения основными двигательными умениями, выработать индивидуальную нагрузку, определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия, учитывая недостатки в работе по физическому воспитанию.

         Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей мы уделяем совершенствованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности воспитанников. С этой целью учитываем двигательный режим детей в детском саду, который включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как:

- утренняя гимнастика,

- индивидуальная работа,

- физминутки,

- подвижные и спортивные игры,

- оздоровительный бег,

- гимнастика после сна и прохождение по «тропе здоровья»,

- спортивные досуги и праздники,

- музыкальные и физкультурные занятия.

Охарактеризуем некоторые из этих форм.

Утренняя гимнастика. Утреннюю гимнастику нередко называют заряд­кой. Это очень точно определяет суть данных занятий — они должны заряжать энергией, но не расходовать ее. Важнейшим критерием эффективности заряд­ки служит устойчивое чувство бодрости, свежести, хорошее настроение, же­лание работать. Упражнения зарядки должны в основном «проработать» основные наибо­лее крупные мышцы и мышечные группы. Это мышцы туловища, таза, рук, ног. Необходимо поочередно нагружать мышечные группы, выполняющие различную работу: наклоны вперед чередо­вать с прогибанием назад, сгибание — с разгибанием, отведение рук и ног — с приведением. В комплекс утренней гимнастики не следует включать упраж­нения статического характера, связанные с сохранением какой-либо позы, ус­корения.

Физкультминутки. Основное назначение физкультминуток проводимых во время занятия, повысить работоспособность детей, утомление, дать отдых организму, в первую очередь нервной системе и работающим мышцам. В комплекс физкультминутки включают 2-3 упражнения, которые можно про­водить у рабочего места. Каждое упражнение повторяют 6-8 раз. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно вторая половина занятия). Физкультминутки и паузы способствуют процессу запоминания слов и фраз, так как инструкции повторяются много раз и ассоциируются с определенными передвижениями.

Подвижные игры с детьми дошкольного возраста проводят ежедневно во время прогулок во второй половине дня, продолжительность подвижных игр зависит от возраста и физической подготовленности и составляет 8-15 минут.

Игры большой и средней подвижности проводятся как на занятии, так и в свободной деятельности детей. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по повышению двигательной активности.

Практика показывает, что формирование коммуникативных умений у дошкольников в форме игры способствуют развитию умения сотрудничать друг с другом, активно слушать, развивать слуховое восприятие, подчиняться правилам.

 Музыкально-подвижные игры, как правило, включены в занятие для релаксации детей. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально-ритмическое движение – это еще один способ возможности «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания.

В детские песни включен грамматический и лексический материал в соответствии с содержанием обучения. Веселый мотив песенок позволяет неоднократно использовать их на занятии, что гарантирует быстрое запоминание детьми нужного материала. При помощи рифмовок и песен происходит формирование языковых и речевых навыков.

Гимнастика для глаз.

Регулярная тренировка глаз очень важны для сохранения и улучшения зрения, профилактики близорукости и других заболеваний глаз. Гимнастику для глаз рекомендуется выполнять не менее двух раз в день. Особенно полезна гимнастика для глаз во время занятий, так как происходит формирование коммуникативной и социокультурной компетенции ребенка, привычки здорового образа жизни и закрепление навыков.

Пальчиковая гимнастика.

Возможно применение разнообразных подвижных игр, от большой до малой подвижности. Игры малой подвижности включают пальчиковую гимнастику. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, внимательность и способность сосредотачиваться. А чтобы параллельно с развитием тонкой моторики развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослыми и ребенком. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, а в других ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, вправо и влево. Продолжительность пальчиковой гимнастики 2-3 минуты, чтобы пальцы поработали, но не устали. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делать паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках глазки и ротик. Движения помогают при постановке фонетических звуков, облегчают восприятие лексических единиц, за счет чего появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого материала. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев, способствуют развитию долговременной памяти: слова и тексты надолго запоминаются детьми. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Пальчиковые игры целесообразно проводить, используя фланелеграф или магнитную доску, ограничиваясь пятью персонами. Можно применять фланелеграф, обучая детей счёту. Одну и ту же пальчиковую игру необходимо повторять несколько раз с целью её полного запоминания, после этого предложить другую рифмовку и игру и т.д. Периодически желательно возвращаться к заученным ранее пальчиковым играм, поскольку детей ободряет повторение того, что они хорошо знают.

Праздники и развлечения играют важную роль для формирования ЗОЖ, так как дети получают огромное количество положительных эмоций. С методической точки зрения, праздники - это богатей­ший источник языкового материала, объединенного темати­чески и легко расширяемого за счет лексического и грам­матического материала связанных с ними тем. Несет в себе как элемент использование народные игр, повышающие двигательную активность детей.

В своем дошкольном учреждении мы используем не только физкультурно-оздоровительные технологии, но и пассивные валеологические технологии. Они включают в себя:

  • обеспечение безопасной и здоровой среды обучения, позволяющую сохранить здоровье и психику ребенка, формирующегося в условиях стремительного роста информации, изменения экономических основ общества, стрессов, экологического дисбаланса, среду, которая и ребёнку, и взрослому приносит здоровье и радость, а не болезни;
  • объединяют весь педагогический коллектив для решения общих задач валеологической работы;
  • приводят все элементы образовательно-воспитательного процесса в соответствие с состоянием здоровья и психофизиологическими возможностями детей и педагогов;
  • осуществляют валеологическое воспитание, результатом которого будет формирование у детей желания и потребности заботиться, сохранять и укреплять свое здоровье, вести здоровый образ жизни;
  • формируют у детей и педагогов систему умений и практических навыков по укреплению здоровья, самовосстановлению психических и физических сил.

Пассивные здоровьесберегающие технологии представляют собой распределение учебной нагрузки равносильно возможностям детей, организация комфортного пребывания детей в группе (ежедневная влажная уборка, частое проветривание, достаточное освещение).        

К сожалению, в последние годы наблюдается ухудшение здоровья детей. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое облучение (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов), а также социальная напряжённость в обществе и интенсификация процесса обучения.

В дошкольном образовании могут реализоваться физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на формирование здорового образа жизни.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий как активных, так и пассивных в дошкольном образовании позволяет успешно организовать воспитательно-образовательный процесс без потерь в здоровье детей.

Здоровьесберегающая деятельность педагогов МБДОУ Дс № 49 включается в общую систему физического развития и воспитания детей. Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка. С целью развития и поддержания интереса детей к занятиям  используются как традиционные занятия, так и новые виды занятий: игровые, занятия тренировочного типа, сюжетные,   с элементами валеологии. Применяется и разнообразный спортивный инвентарь, тренажеры, музыкальное сопровождение для повышения активности детей.

Активный отдых оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.

Таким образом,  здоровьесберегающая среда, созданная в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков.

Результатом эффективной работы педагогического коллектива является снижение заболеваемости детей и формирование установки на здоровый образ жизни. Нами так же были рассмотрены условия здоровьесберегающей деятельности с детьми в дошкольном образовательном учреждении и семье.

Разнообразные формы здоровьесберегающей деятельности способствуют полноценному формированию у детей основ здорового образа жизни, полезных привычек и, в итоге, подготовке их к обучению в школе. Кроме этого, важна роль родителей, воспитателя, его профессионализм для организации  деятельности по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста