Информирование об условиях психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ
Психолого-медико-педагогический консилиум (далее ППк) – это наиболее распространённая и актуальная форма индивидуального сопровождения развития ребёнка. Комиссия обеспечивает согласованную, системную деятельность различных специалистов и семьи в индивидуальном развитии и укреплении здоровья ребёнка.
Состав ППк в ДОУ.
В состав ППк ДОУ входят: председатель ППк (старший воспитатель), заведующий, старшая медицинская сестра, педагоги, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Основные направления деятельности консилиума:
1. Выявление проблем развития и здоровья детей.
2. Разработка стратегии сопровождения ребёнка.
Цель ППк в ДОУ: обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей ДОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Задачи ППк:
- выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в ДОУ возможностей;
- разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния;
- организация взаимодействия между педагогическим коллективом ДОУ и родителями;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
- контроль за выполнением рекомендаций ТПМПК и ППк.
Алгоритм действий специалистов и родителей по сопровождению детей с ОВЗ
- Обследование ребёнка специалистами ППк может осуществляться по инициативе, как родителей, так и сотрудников ДОУ с согласия родителей на основании соглашения – Согласие на психолого-медико-педагогическое обследование ребенка (просмотр)
Если родители отказываются от обследования ребёнка специалистами ППк ,они пишут Заявление-отказ от прохождения обследования (просмотр).
- ППк ДОУ отслеживает развитие ребенка и при необходимости или по запросам родителей (законных представителей) направляет детей на психолого-медико-педагогический комиссию города (далее ТПМПК);
- Согласие на диагностику (просмотр)
- Заявление (просмотр)
За принятие окончательного решения по оказанию (неоказанию) ребенку коррекционно-развивающей помощи, изменению (сохранению) образовательного маршрута ответственность несёте Вы, родители (законные представители) ребенка.
Основные принципы деятельности ППк:
1. Принцип системности. Системное сопровождение детей с ОВЗ, направленное на профилактику или коррекцию проблемы в ДОУ.
2. Принцип мультидисциплинарности (комплексный подход) сопровождения. Согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.
3. Принцип непрерывности сопровождения. Непрерывное сопровождение ребёнка и семьи на всех этапах помощи в решении проблемы.
4. Принцип профессиональной ответственности. Специалисты ППк ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребёнка.
5. Принцип семейной центрированности. Специалисты ППк взаимодействуют не только с ребёнком, но и с семьёй (людьми из ближайшего окружения).
6. Принцип конфиденциальности. Информация о ребёнке и его семье, доступная специалистам ППк, не подлежит разглашению, или передаче без согласия семьи.
7. Принцип информированного согласия. ППк даёт родителям (законным представителям) достаточно доступную информацию о своей деятельности и согласовывает с ними участие ребёнка в обследовании.
8. Принцип партнёрства. Деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с семьёй ребёнка. С каждой проблемной ситуацией или вопросом родители (законный представитель) могут получить консультации, ответы специалистов.
9. Принцип приоритета интересов сопровождаемого, «на стороне ребёнка». Решение каждой, проблемной ситуации, с максимальной пользой для ребёнка.
10. Принцип рекомендательного характера советов. Все решения специалистов ППк ДОУ и ТПМПК (города, области), могут носить только рекомендательный характер.
11. Принцип открытости. Консилиум детского сада информирует родителей (законных представителей) и по запросам консультирует их о развитии ребёнка.
В нашем дошкольном учреждении, на данный период функционирует 3 группы компенсирующей направленности, для воспитанников с 5 лет до 8 лет (до окончания образовательных отношений). Для этого нами была создана специальная предметно-развивающая среда, проведена подготовка специалистов для работы с детьми с ОВЗ, освоены программы и методики для работы в условиях инклюзивного образования. Развивающая среда образовательного процесса создается совместной работой всех педагогов, однако ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-логопед.
Учитель-логопед Ерофеева Вера Владимировна
Учитель-логопед Петрова Юлия Сергеевна
Учитель-логопед проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими проблемы в речевом развитии. Все занятия строит в игровой форме с применением наглядного материала, различных логопедических технологий (артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж, музыкотерапия, и другие.