Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране.
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения своей малой Родиной. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками детского сада, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного “созревания”. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным краем.
Работа по формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к родному краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых и трудящемуся человеку), личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, организованности, организаторских умений) безусловно, особенно актуальна сейчас, когда современное общество не определило систему нравственного поведения человека, потеряв многолетний опыт воспитания гражданина на идеалах коммунизма, пионерских и комсомольских организаций.
Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду осуществляется на основе следующих программ и методических пособий:
- программа «И ты увидишь, мир прекрасен!» в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» под ред. А.А.Остапца.
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Князевой, М. Маханевой.
Цель работы - формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Основные задачи программы:
- Формирование у старших дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом, краем.
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.
- Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного города, края.
- Сформировать представления о том, чем славен родной край.
- Воспитание здорового образа жизни.
- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
- Воспитание уважения к национальной самобытности языка и традиционным ценностям.
Содержание программы строится на основе общих педагогических принципов:
- Регионализация нравственно-патриотического воспитания.
Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.
- «Позитивный центризм»
Отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста.
- Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Целостность.
Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
- Научность.
Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.
- Социальные идеи.
Освоение знаний, отражающих эти идеи, обеспечивает формирование основ нравственного сознания. Среди них важное место занимает единство человека и общества, человека и природы.
- Педагогические идеи.
Для системного и целостного развития личности дошкольника, программа должна обладать качеством системности и обеспечивать формирование базисных структур личности ребенка (сознание, деятельность, отношения).
- Системность.
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
- Стимулирование активности.
Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории города, воспоминания старожилов, материал для макета и др.), укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности,развивающих нравственно-патриотические чувства, гуманные действия по отношению к родному человеку, городу, природе, обществу, краю (поход в библиотеку, в школьный или городской краеведческий музеи, общение с близкими людьми, посещение детской музыкальной школы, различные виды художественной деятельности и т.д.)
- Культуросообразности.
Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Задачи нравственно-патриотического воспитания
с учетом возраста детей
Младший возраст
- Формировать умения ориентироваться в человеческих отношениях.
- Развивать способность сдерживать непосредственные ситуативные желания
- Учить входить в устойчивые игровые объединения, использовать речевые и неречевые средства эмоциональной экспрессии.
- Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим
Средний возраст
- Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений.
- Способствовать усвоению детьми нравственных ценностей.
- Воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда
- Воспитывать этически ценные способы общения.
- Развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребенка уважение к себе
Старший возраст
- Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
- Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
- Воспитывать уважение к труду.
- Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
- Формировать элементарные знаний о правах человека.
- Расширять представлений о городах России.
- Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
- Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
- Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:
- Семья
- Детский сад
- Родная улица, район
- Родной город
- Страна, ее столица, символика
- Права и обязанности (Конституция)
- Права ребенка(Конвенция)
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
Основные требования к уровню усвоения системы
нравственно-патриотического воспитания:
Младший дошкольный возраст
Знать:
- народные песни, потешки, сказки;
- узнавать народные мелодии;
- название своего родного города;
- название нашей страны, республики и ее столицы.
Уметь:
- играть в народные игры;
- дружить со всеми детьми, независимо от национальности.
Старший дошкольный возраст
Знать и понимать:
- что, кроме России, есть и другие страны; запомнить и назвать некоторые из них;
- что все эти страны и Россия находятся на Земле – нашей планете;
- что на Земле живет много разных людей, они похожи друг на друга, но и очень отличаются друг от друга;
- что такое страна, сходства и различия разных стран;
- песни, сказки, пляски, игры своей страны и каких-то других стран;
- знать некоторых ученых, композиторов, писателей (российских и зарубежных), известных всему миру.
Устанавливать и объяснять причинные связи и зависимости:
- наличие людей с разным цветом кожи;
- почему важно изучать разные языки;
- почему полезно знакомиться с обычаями и традициями других народов;
- почему человек любит свою родину.